четверг, 30 января 2014 г.

Читаю... "Дети солнца"

М. Горький
С предвкушением начинала читать пьесу Максима Горького "Дети солнца",  хотя заранее знала, что меня ждут терзания души и мучительная работа внутри себя. 
Пьеса написана в 1905 году, когда уже начался эпогей межклассовой борьбы, что и отражено в произведении.
"Когда я слышу что-нибудь грубое, резкое, когда я вижу красное, в моей душе воскресает тоскливый ужас, и тотчас же перед глазами встает эта озверевшая, черная толпа, окровавленные лица, лужи теплой красной крови на песке..." (Лиза)
"Там, где была пролита кровь, никогда не вырастут цветы... Там растет только ненависть... " (Лиза)


Пьеса произвела на меня большое впечатление и переворошила всё внутри...

Господа занимаются тем же чем и всегда, рассуждают о высоком, мечтают о стремлении вперёд, "К солнцу! К источнику жизни" и говорят как далеко от них народ.
Протасов - увлеченный наукой и ничего не видящий вокруг и не понимающий людей, но говорящий  о них высоко и образно.
"Люблю людей - удивительно интересные существа."
Елена - страдающая от невнимания мужа.
Лиза - "страдалица" за всех угнетенных.
Чепурнов - циник, но откровенный и правдивый, "похоронивший свои мечты"
"Вчера Маланья спросила меня, в каком сродстве стоят гипотеза с молекулой? Так я ей сказал, что молекула гипотезе приходится внучкой."
Меланья Николаевна - необразованная купчиха, но через любовь к Протасову начинает "просыпаться":
"Я человека в себе почувствовала."
"Мне было тяжело... Бог это знает! Как били меня... но не бока, не щеки я жалею, - душу жалко! Душу исковеркали мне... сердце мое выпачкали... Верить в хорошее - трудно мне, а без этой веры - какая жизнь?"
С другой стороны - простые люди, все действия которых обусловлены природными инстинктами, чувствами и подкрепленые к тому же не грамотностью,  подобны зверям. Яркий представитель - Егор, который бьет свою жену, за то, что она его не любит - "Меня же били."
А когда, накинувшись на Протасова, после его тот спрашивает "За что? Что я вам сделал?", он отвечает: "Ничего... Не знаю я." Его действия обусловлены не разумом, а диким животным инстинктом, который он сам не в силах объяснить.

" Люди должны быть светлыми и яркими... как солнце..." (Протасов)
По пьесе поставлен великолепный фильм 1985 года, сценарий Иннокентия Смоктуновского, реж. Леонид Пчелкин, и блистательный актерский состав - Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Евгения Симонова, Богдан Ступка, Наталья Гундарева, Александр Лазарев... 
Мне очень понравился фильм, в классической манере советского кинематографа. Очень рекомендую любителям классики.

Богдан Ступка (Чепурнов) и Евгения Симонова (Лиза).
Алла Демидова (Елена)
Иннокентий Смоктуновский (Протасов)
Борис Невзоров (Егор), Иннокентий Смоктуновский (Протасов), Евгения Симонова (Лиза)

Есть ещё один фильм - спектакль 1956 года, в постановке Киевского государственного русского драматического театра имени Леси Украинки, режиссер Лесь (Алексей) Швачко. Этот фильм только начала смотреть, но думаю тоже доставит удовольствие.



Очень многочисленны постановки на подмостках сцены начиная с 1905 года и до наших дней.

Ядвига Раманаускайте - Спектакль "Дети солнца"

Иллюстрация "«Дети солнца». Сцена из спектакля" в Большой Советской Энциклопедии

Современная постановка. Евгений Леонов-Гладышев в роли Протасова.  (Театр на Васильевском)



Эту пьесу читала последней из списка предложенного Еленой (Шимка-Шимушка) в конкурсе "Представление"

http://shimka80.blogspot.ru/2013/12/i-am-back.html
оставила её на "сладкое", заранее зная какой переворот она произведет у меня в душе, да и предпочитаю я наших писателей отечественным (у меня свое мнение по поводу переводов).

Читайте пьесу, смотрите фильм, переживайте за героев, радуйтесь за них и плачьте вместе с ними... 
Ведь все это создано для нас и нашего счастья!!!

Добра, мира и радости вам!

                                                                                                                     М.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий